Литература - бесспорно один из самых важных предметов в школе, хоть и занимает одно из топовых мест в списке "В жизни это не понадобится". Когда у учителя спрашивают, зачем оно нужно, он отвечает что-то типа: "Будет о чем поговорить в цивилизованной компании". Конечно, никто не разговаривает о литературе в компаниях. Литература нужна для того, чтобы научить людей анализу и выражению своих мыслей, в частности, убедительной аргументации. Это умение нужно в спорах, например, а спорить приходится постоянно. Все эти сочинения, которые так лень писать, учат школьников, что у текста должен быть в начале тезис, а в конце вывод, иначе это просто сотрясание воздухов и трата бумаги. И прочим важным вещам.

Но у уроков литературы есть один нюанс. Они прививают ученикам т. н. канцелярский стиль речи. Я называю его "язык предисловий" - напыщенный, неестественный и штампованный. Процитирую статью Петра Пустовалова:
Обильно засорены работы выпускников школ, студентов младших курсов выражениями из так называемого канцелярского стиля речи. Обнаружить пути, по которым этот «речевой мусор» проникает в речь молодёжи, довольно легко. В школе свою лепту вносят, как это ни странно, сами преподаватели литературы. Именно от них ребята на протяжении нескольких лет слышат, что все писатели «великие русские», что любое изучаемое произведение «имеет огромное значение», что оно «сыграло огромную роль в борьбе против…», что наконец оно написано «метким, выразительным (иногда добавляют ‘‘красочным’’) языком» и т. д.
Подобные языковые штампы ученики видят и в учебниках, и в тех материалах, которые они «берут напрокат» в Интернете. Чем они привлекают? Тем, что не заставляют пишущего думать, заниматься поиском тех языковых средств, которые помогли бы более точно передать свою мысль, подчеркнуть его авторскую индивидуальность. Укрепляет  позицию учеников и пассивность самих преподавателей (часто слышишь: «Хорошо, что хоть так написали»).
Мне было бы все равно, если бы это не повлияло на мой стиль выражения мыслей. Когда я пишу какой-нибудь текст, замечаю, что эти штампы пролезают на бумагу, из-за этого он кажется менее простым и правдивым. Не то чтобы преподаватели учили всех писать в таком стиле, просто в школе все привыкли - если написать так, легче получить высокую оценку. Такого стиля учитель ждет от учеников.

От этого может спасти большая начитанность, но этим обладают не все. Я часто замечаю в соцсетях пользователей школьного возраста, которые явно ничего не читали, кроме произведений по школьной программе, и ничего не писали, окромя школьных сочинений. Их речь страдает вышеупомянутыми штампами, из-за чего их аргументы и утверждения кажутся смешными и неубедительными.

Когда я в школе немного лукавил, думая: "На самом деле я вычитал это в учебнике, но напишу «я думаю, что это произведение имеет огромное значение и написано выразительным языком», это будет правильно для сочинения", я не думал, что впоследствии это так мне аукнется, и придется долго вычищать свою речь от подобных оборотов.

Поиск