Evanescence – Fallen album cover

В последнее время я меньше слушаю музыку Evanescence. Это позволило мне наконец взглянуть на их музыку немного со стороны, а не с позиции фаната. Я начинал их слушать с альбома Fallen, с песен My Immortal, Bring Me To Life, потом Haunted и так далее. Недавно думал о том, что первый услышанный альбом всегда будет звучать в памяти по-особому. А потом решил целенаправленно сравнить его с другими альбомами, The Open Door и Evanescence, и понял, что звучание действительно отличается.

Для меня Fallen прочно ассоциируется с началом 2000-х – готика, техно, брейкбит, расцвет поп-музыки, проникновение рэпа в мейнстрим и все такое. Отзвуки всего этого мне слышатся в песнях альбома. И вот я решил разобраться, есть ли действительно какие-то особенности в звучании альбома, или у меня галлюцинации на почве сильной ностальгии?

В общем, я послушал Fallen, послушал другие альбомы, сравнил Bring Me To Life, Whisper и My Immortal с их версиями с раннего альбома Origin и понял, что дело в записи голоса Эми Ли. На альбоме Fallen голос Эми звучит слишком чистым, слишком идеальным, до такой степени, что кажется не очень живым, а немного синтезированным. Особенно это заметно на длинных нотах, человеческий голос так их не держит. Сравните, например, версии My Immortal с альбомов Origin и Fallen.

Мне не удалось найти информацию, как конкретно был обработан вокал, но немногочисленные сохранившиеся обсуждения в Сети помогли узнать основной прием. Да это же банальный и презираемый многими AutoTune, то есть программная (автоматическая) коррекция высоты тона. В данном случае такая коррекция, скорее всего, использовалась аккуратно, вручную в нужных местах. Но если прислушаться, это хорошо слышно (на длинных нотах, например). В числе прочих об автотюне в альбоме Fallen пишет некий музыкант в своем блоге.

Автотюн получил плохую славу из-за его повсеместного использования в поп-музыке. Считалось, что многие из исполнителей используют его, так как не умеют хорошо петь сами. А грубое и топорное применение автотюна звучит отвратительно и очень режет слух, как, например, в песне Ребекки Блэк Friday.

Похоже, что помимо коррекции тона, к записи голоса были применены еще несколько эффектов. Мне нравится, как звучит вокал в альбоме, он придает ему особую атмосферу, которая ассоциируется у меня с чем-то электронным и немного с чем-то потусторонним. Критики хвалили альбом во многом именно за вокал, называли его "парящим, чарующим, ангельским". Многие фанаты полюбили альбом и группу в первую очередь из-за Эми и ее голоса.

Нужен ли Эми автотюн? Нет, ее голос прекрасен без обработки, а хорошо петь она прекрасно может сама. Однако иногда ловлю себя на мысли: а что, если бы Evanescence продолжали звучать так же, как на этом альбоме, принесшим им всемирную славу? Я люблю все альбомы, очень люблю раннее творчество Evanescence, но в Fallen'е есть целостность и атмосфера. Эми жаловалась в интервью, что лейбл пытался загнать их в некие рамки, впихнуть мужской вокал во все песни, заставить их звучать и чувствовать по-своему. Как бы там ни было, лейблу удалось сделать хит, им удалось донести замечательную музыку Evanescence до широких масс. И звучание, обработка вокала сыграли в этом немалую роль.

Как я уже упоминал, в те времена был расцвет поп-культуры, и, соответственно, автотюна. Продюсер альбома (Дейв Фортман) мог использовать коррекцию тона, чтобы сделать студийную запись еще более идеальной, как было тогда принято. Тогда мы слушали песни Evanescence по радио и через плохие наушники с поцарапанных CD-дисков, там особо не было слышно, слишком много эффектов на вокале или не очень. Но уже про следующий альбом, The Open Door, продюсер рассказывает: "If Lee’s vocals sound pure and naked, explains Fortman proudly, it’s because they are —the current trend of rampant pitch correction was simply skipped." Это может косвенно свидетельствовать, что Fallen действительно стал жертвой этого тренда.

Сейчас времена изменились, у всех хорошие наушники, смартфоны могут играть музыку в высоком качестве. Сейчас я понимаю, что вокал в альбоме Fallen звучит немного плоско, менее выразительнее, чем живой голос Эми. Сейчас Evanescence выпустили Synthesis, в котором без хороших наушников невозможно услышать все оттенки прекрасной электронной аранжировки, а песни из Fallen'а перепеты во всем великолепии голоса Эми со всеми его оттенками. Но я не смогу ответить, какую версию Bring Me To Life люблю больше – ту самую с автотюном или спетую Эми для Synthesis так, как она хотела изначально, со всем ее нынешним опытом и голосом, который стал только лучше.

Материалы:

Поиск